В КОМПАНИИ ПРЕДАННЫХ И СВЯТЫХ

С этих пор Шри Рамакришна начал искать общества преданных и святых. Пройдя через бури и стрессы духовной практики и видений, он познал внутренний мир и спокойствие и казался обычным человеком. Однако теперь он не мог выносить компании мирских людей и слушать их болтовню. К счастью, атмосфера Дакшинешвара и либерализм Матхура привлекали монахов и святых со всей страны. Садху всех сект: монисты и дуалисты, вайшнавы и ведантисты, шакты и служители Рамы стекались сюда отовсюду. Отшельники и провидцы приходили к Шри Рамакришне за советом. Вайшнавы приходили в период вайшнавской садханы Шри Рамакришны, тантристы - в период его тантрической практики, ведантисты стали собираться после ухода Тотапури. В комнате Шри Рамакришны, который в то время лежал в постели с дизентерией, ведантисты устраивали обсуждения святых писаний и он, забыв о физических страданиях, разрешал их сомнения, ссылаясь на свой собственный опыт. Многие из гостей были подлинными духовными людьми, невидимыми столпами Индуизма. Их духовный прогресс значительно ускорялся при содействии мудреца из Дакшинешвара. Шри Рамакришна, в свою очередь, узнал у них много историй и анекдотов о святых, которые он впоследствии пересказывал своим преданным и ученикам. По его просьбе Матхур предоставил ему большие запасы продовольствия, одежды и так далее для раздачи странствующим монахам.

Шри Рамакришна не читал книг, но несмотря на это он обладал энциклопедическими знаниями в области религий и религиозных философий. Он получил их от общения с неисчислимыми святыми и учёными. Он обладал уникальной способностью к восприятию. Через медитацию он усваивал знания, делая их частью себя. Однажды, когда ученик спросил об источнике его неисчерпаемых знаний, Шри Рамакришна ответил: "Я не читал книг, но я слушал знающих. Из их знаний я сделал гирлянду у себя на шее и затем пожертвовал её, положив к ногам Матери."

Шри Рамакришна любил говорить, что когда цветок распускается, пчёлы сами слетаются к нему за мёдом. Многие стали посещать Дакшинешвар, чтобы удовлетворить свой духовный голод. Из ученика Шри Рамакришна стал Учителем. В 1870 году Гаури, который некогда провозгласил его Божественной Инкарнацией, нанёс Учителю визит и с его благословения отрёкся от мира. Другой великий пандит* Нарайан Шастри овладел шестью системами индуистской философии. Махараджа Джайпура предложил ему выгодный пост. Нарайан Шастри встретился с Учителем и увидел в нём того, кто в своей жизни воплотил те идеалы, о которых сам он только читал в книгах. По его настоятельной просьбе Шри Рамакришна посвятил его в саньяси. Придворный пандит Махараджи Бурдвана Падмолочан, хорошо известный своими познаниями в философских системах Веданты и Ньяя, принял Учителя как Божественную Инкарнацию. Кришнакишор, учёный ведантист, стал преданным Учителя. Приехал и Вишванат Упадхьяя, который впоследствии стал любимым учеником Учителя. Шри Рамакришна всегда называл его "командир", за то что тот был офицером короля Непала и в знак признания своих заслуг получил чин полковника. Он был знатоком Бхагаваты, Гиты и философии Веданты. Каждый день он старательно поклонялся своему Божеству. "Я прочитал Веды и другие священные писания," - говорил он. - "Я встречался со многими монахами и преданными, но именно в Шри Рамакришне я нашёл удовлетворение своих духовных устремлений. Для меня он является воплощением истины, записанной в священных книгах."

Познание Брахмана в нирвикальпа самадхи убедило Шри Рамакришну, что боги различных религий - всего лишь разные понимания Абсолюта, и что Высшая Реальность не может быть передана человеческим языком. Он осознал, что все религии ведут своих последователей различными путями к одной и той же цели. Теперь ему сильно захотелось исследовать другие религии, ибо для него их понимание было неразрывно связано с реальным опытом.


ИСЛАМ

В конце 1866 года Шри Рамакришна начал практику Ислама. Под руководством мусульманского гуру он посвятил себя новой садхане. Он носил мусульманскую одежду и повторял имя Аллаха. Молитвы его приняли мусульманскую форму. Он забыл о богах и богинях Индуизма, даже о Кали, и перестал посещать их храмы. Он переехал в резиденцию вне пределов храмового комплекса. Через три дня видение лучезарной фигуры озарило его. Возможно это была фигура Мохаммеда. Эта фигура медленно подошла к нему и растворилась в нём. Таким образом Шри Рамакришна осознал мусульманского Бога. После этого он вошёл в союз с Брахманом. Великая река Ислама привела его назад в океан Абсолюта.


ХРИСТИАНСТВО

Восемь лет спустя, где-то в ноябре 1874 года Шри Рамакришну охватило неодолимое желание изучить истины Христианства. Он просил одного господина из Калькутты по имени Самбху Чаран Маллик, который был преданным Учителя, читать ему Библию. Шри Рамакришна был захвачен жизнью и учением Христа. Однажды, сидя в гостиной загородной усадьбы Маллика в Дакшинешваре, его взгляд остановился на изображении Мадонны с Младенцем. Он стал внимательно рассматривать его и постепенно его охватило божественное волнение. Фигуры на картине ожили и лучи света, исходящие от них проникли в самое его сердце. Этот опыт произвёл на Шри Рамакришну даже большее впечатление, чем видение пророка Мохаммеда. Охваченный тревогой он крикнул: "О, Матушка! Что ты со мной делаешь?" Барьеры, разделяющие различные вероучения и религии рухнули и он вошёл в новый мир божественного экстаза. Христос овладел его душой. Три дня он не ступал ни ногой в храм Кали. На четвёртый день в полдень, когда он проходил через Панчавати, он увидел человека, идущего ему на встречу. У него были большие красивые глаза, ясное лицо и белая кожа. Когда прохожий встал перед Шри Рамакришной в глубине его души прозвучал голос: "Сей есть Христос, который пролил кровь сердца своего во искупление мира, который пережил море страданий ради любви к человекам. Это Он тот Великий Йог, кто находится в вечном союзе с Богом. Это Иисус - Воплощённая Любовь." Сын Человеческий обнял сына Божественной Матери и слился с ним. Шри Рамакришна осознал своё единство с Христом, как ранее он осознал своё единство с Кали, Рамой, Хануманом, Радхой, Кришной, Брахманом и Мохаммедом. Учитель погрузился в самадхи, в общение с Брахманом, имеющем атрибуты. Таким образом он на собственном опыте узнал, что Христианство также является путём к Сознанию Бога. До своего последнего часа он верил, что Христос был воплощением Бога. Однако Христос не являлся для него единственным воплощением, были и другие, такие как Будда и Кришна.


ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ

Шри Рамакришна признавал божественность Будды и часто указывал на сходство между Буддизмом и учением Упанишад. Он также выражал большое почтение к Тиртханкарам, основателям Джайнизма, и к десяти Гуру Сикхизма, хотя он не считал их Божественными Инкарнациями. Он говорил как-то, что Гуру Сикхизма являются воплощениями древнеиндийского царя Джанака. У себя в комнате в Дакшинешваре он держал маленькую статуэтку Тиртханкара Махавира и изображение Христа, перед которыми возжигал благовония утром и вечером.

Не будучи формально посвящённым в доктрины других религий, Шри Рамакришна осознал их идеалы. Ему не нужно было следовать какой-либо доктрине. Его глубокая любовь к Богу сметала все барьеры. Он был Учителем, который имел право говорить об идеях и идеалах различных религий мира. "Я практиковал все религии," - говорил он, - "Индуизм, Ислам, Христианство, я также прошёл пути различных индуистских сект. Я обнаружил, что все они ведут к одному и тому же Богу, хотя и различными путями. Куда ни посмотри всюду люди спорят из-за религиозных разногласий: индусы, могаметане, брахманы, вайшнавы и другие. Однако они похоже не задумывались над тем, что Тот, которого зовут Кришна, также зовётся Шивой, носит имена Высшей Энергии, Иисуса и Аллаха, является также Рамой и носит тысячу других имён. На озере есть несколько пристаней. С одной черпают воду кувшинами индусы и зовут её "джал", с другой - мусульмане черпают её кожаными мешками и зовут "пани", с третьей - христиане, зовущие её " водой". Можно ли представить себе, что это только "джал", но не "пани" или "вода"? Глупо! Под разными именами скрывается одна суть. Все ищут одно и то же, различаются только климат, темперамент и имя. Пусть каждый идёт своим путём. Если он горячо желает познать Бога, да пребудет с ним мир! Он обязательно познает Его."

В 1867 году Шри Рамакришна вернулся в Камарпукур для восстановления сил после суровой аскетической практики. Мирная сельская местность, простодушные приятели его детства и чистый воздух пошли ему на пользу. Деревенским жителям было приятно вновь встретить весёлого, искреннего, остроумного, добросердечного и правдивого Гададхара, хотя за годы, проведённые в Калькутте он сильно изменился и они не могли не заметить этого. Его жена, Сарада Дэви, которой теперь было четырнадцать, вскоре тоже приехала в Камарпукур. Она не по годам была развита духовно и сразу поняла состояние мужа. Ей страшно захотелось, чтобы он учил её о Боге, жить вместе с ним и заботиться о нём. Учитель с радостью принял её как ученицу и духовную подругу. Вспоминая те дни она говорила: "Я чувствовала, как будто мне в сердце поместили кувшин, полный блаженства. Моя радость была неописуема."


назад
на главную страницу
оглавлениедальше


* пандит - учёный, изучающий философию и религию.