ВАЙШНАВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

После окончания Тантрической садханы Шри Рамакришна приступил к изучению Вайшнавских дисциплин под руководством Брахмани. Вайшнавы поклоняются Вишну, Вездесущему Верховному Богу, который также известен под именем Хари и Нарайана. Из всех Инкарнаций Вишну, Рама и Кришна имели наибольшее число последователей.

Вайшнавизм - это исключительно религия бхакти - горячей любви к Богу, привязанности к нему одному. Как благословение или дар преданный обретает бессмертие и освобождение. В соответствии с вайшнавизмом Бог не может быть познан логическим путём. Без бхакти все епитимьи, аскетизм и церемонии бесполезны. Человек не может осознать Бога только при помощи своих собственных сил. Для того, чтобы узреть Бога, необходима Его милость, которую могут почувствовать только чистые сердцем. Для очищения ума предписана практика бхакти. Чистый ум вечно остаётся в состоянии экстаза Божественного видения. Таким образом, главным в Вайшнавизме является воспитание божественной любви.

Формальное поклонение Богу делится на три вида: тамас, раджас и саттва. Если человек служит Богу, побуждаемый недоброжелательностью, невежеством, ревностью или гневом, то его служение относится к категории тамас, поскольку причиной такого служения является тамас или инерция. Если человек поклоняется Богу, желая приобрести славу или богатство или из других мирских побуждений, то его служение относится к категории раджас, поскольку происходит под влиянием раджас - качества активности. А если человек любит Бога без желания приобрести что-либо в материальном мире, если он выполняет свои обязанности лишь для того, чтобы угодить одному Богу, и дружески относится ко всем живым существам, то его служение относится к категории саттва, поскольку причиной является саттва - качество гармонии. Однако наивысшее служение трансцендентно по отношению к трём гунам или качествам. Оно является спонтанным и неуклонным стремлением ума к Богу, внутренней Сущности всего живого. Оно бьёт ключём в сердце преданного, как только он слышит имя Бога или упоминание о Его качествах. Преданный, охваченный такой любовью, не примет и счастье на небесах. Единственном его желанием является любить Бога в любых обстоятельствах: в счастье и в горе, жизни и смерти, славе и позоре, богатстве и бедности.

Есть две ступени бхакти. Первая ступень, называемая ваидхи, представляет собой любовь к Богу по предписанным правилам и наставлениям. Преданные на этой ступени должны регулярно и методично поклоняться Богу, петь гимны, читать молитвы, повторять имя Бога и воспевать Его славу. С течением времени бхакти созревает и с низшей ступени переходит к пара-бхакти - высшей форме поклонения, которую называют также према. Она является наивысшим проявлением божественной любви. Божественная любовь сама по себе является целью. Она существует в каждом человеческом сердце, но у ограниченных людей она направлена на материальные объекты.

Для развития любви к Богу вайшнавы приближают Его к человеку. По мере того, как любовь возрастает, Бог становится Отцом, Учителем, Другом, Ребёнком и, наконец, Мужем или Возлюбленным. Эти пять видов отношений с Богом - бхавас - называются соответственно санта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхур. Наиболее яркими примерами являются соответственно риши Вед, Хануман, мальчики-пастушки из Вриндавана, мать Рамы Каусалья и возлюбленная Кришны Радхика. При продвижении к высшим ступеням великолепие Бога отходит для преданного на второй план и он всё сильнее и глубже осознаёт духовную близость с Ним. В конце концов, Бог становится его возлюбленным и между ними не существует больше никаких искусственных барьеров. Никакие социальные или моральные обязательства не могут больше привязать к земле его парящую душу. Преданный находится в совершенном единстве с Богом. В отличие от ведантистов, которые стремятся отбросить двойственность отношений субъект - объект, преданные-вайшнавы сохраняют и свою индивидуальность и личность Бога. Для них Бог - не непостижимый Абсолют, а Пурушоттама - Верховная личность.

Во время практики ступени мадхур мужчины-преданные часто представляют себя женщиной для того, чтобы усилить свою любовь к Шри Кришне - единственному пуруша или мужчине во вселенной. Занятие положения противоположного пола имеет глубокое психологическое значение. Из опыта известно, что идея может быть развита до такой степени, что любая чуждая ей идея вытесняется из сознания. Эта особенность ума может быть использована для покорения низших желаний и развития духовной природы. Для мужчины корнем всех желаний и страстей является его привязанность к мужскому телу. Если он сможет привить себе идею, что он - женщина, он сможет избавиться от желаний, присущих телу мужчины. Более того, идею, что он является женщиной, можно, в свою очередь, развить в более высшую идею, что он не является ни мужчиной ни женщиной, но Безличным Духом. Только Безличный Дух может наслаждаться настоящим общением с Безличным Богом. Таким образом, высшая ступень осознания вайшнавов близка трансцендентному опыту ведантистов.

В Бхагавате есть красивый пример, выражающий поклонение вайшнавов Богу через любовь. Гопи, доярки из Вриндавана, считали шестилетнего Кришну своим возлюбленным. Они посвятили Кришне свои тело, ум и душу. Наиболее близка Ему была, благодаря своей горячей любви, Радхика или Радха. Она достигла уровня любви, называемого махабхава, и была в единстве со своим Возлюбленным. Этот союз языком чувств выражает сверхчувственный опыт.

Шри Чайтанья, которого называют также Гауранга, Гора и Нимал, родился в индийском штате Бенгали в 1485 году. Он был великим вайшнавским пророком, и Его почитали Божественной Инкарнацией. Шри Чайтанья провозгласил повторение имени Бога наиболее эффективной духовной практикой в век Калиюга.

Шри Рамакришна, подражая царю обезьян Хануману, прошёл ступени поклонения Богу как учителю или господину, и он поклонялся Кали, считая Её своей Матерью. Теперь ему предстояло перейти к новой форме отношений, описываемых в писаниях вайшнавов.


РАМЛАЛА

Приблизительно в 1864 году в Дакшинешвар пришёл странствующий монах - вайшнав, которого звали Джатадхари. Своим Божественном Идеалом он почитал Раму. С собой он всегда носил образ Рамы, сделанный из металла, который нежно называл Рамлала, что значит маленький Рама. К маленькому образу он проявлял любовь, сравнимую с любовью матери Каусальи к своему божественному Сыну Раме. В результате духовной практики длиной в целую жизнь, он на самом деле обнаруживал в металлическом образе присутствие своего Идеала. Рамлала перестал быть просто образом, но стал для Джатадхари живым Богом. Он посвятил себя ухаживанию за маленьким Рамой. Он кормил Его, играл с Ним, водил Его на прогулку, купал, и образ отвечал Джатадхари на его любовь.

Шри Рамакришна высоко оценил служение Джатадхари и попросил остаться в Дакшинешваре на несколько дней. Скоро Рамлала стал для Шри Рамакришны любимым спутником. Позже Шри Рамакришна описывал преданным, как маленький Рама изящно танцевал, запрыгивал ему на спину, требовал, чтобы Его взяли на руки, убегал в солнечные дни в поля, рвал с кустов цветы и проказничал, как шаловливый мальчуган. Шри Рамакришна полюбил Рамлала как сына.

Но вот пришёл день расставания. Джатадхари попросил Шри Рамакришну оставить образ себе и со слезами на глазах распрощался. Он сказал, что Рамлала выполнил его самые сокровенные молитвы и что теперь у него нет больше нужды в формальном поклонении. Через несколько дней Шри Рамакришна через Рамлала был благославлён видением Рамачандры, посредством которого он осознал, что Рама из Рамаяны, сын Дасаратха, наполняет собой всю вселенную в виде Духа или Сознания, что Он Созидатель, Хранитель и Разрушитель, и что в другом аспекте Он является трансцендентным Брахманом без формы, качеств и имени.

Поклонение Рамлале как Божественному Ребёнку наполнило сердце Шри Рамакришны материнской нежностью, и он стал ощущать себя женщиной. Изменились его речь и жестикуляция. Теперь он стал постоянно ходить вместе с женщинами семьи Мадхур, чувствуя себя при этом абсолютно свободно. Они общались с ним как с лицом женского пола. В это время он поклонялся Божественной Матери как Её подруга или служанка.


В СОЮЗЕ С БОЖЕСТВЕННЫМ ВОЗЛЮБЛЕННЫМ

Шри Рамакришна посвятил себя восхождению на наиболее недоступные и головокружительные высоты дуалистического поклонения, а именно полному соединению с Шри Кришной как с Возлюбленным. Он стал считать себя одной из гопи Вриндавана, объятой страстным желанием быть со своим Возлюбленным. По его просьбе Матхур дал ему женскую одежду и украшения. Шри Рамакришна в поисках союза с Любимым забыл о пище. Днём и ночью он горько рыдал. Божественный Кришна начал подшучивать над ним, как Он подшучивал над гопи, доводя стремление Шри Рамакришны до безумия. Он дразнил и подсмеивался над ним, то появляясь, то вновь исчезая, всегда держась на расстоянии. Душевные страдания Шри Рамакришны вызвали возвращение старых симптомов: чувства жжения, кровотечения через поры кожи, размягчения суставов и приостановок физиологических функций организма.

Для осознания Шри Кришны вайшнавские писания рекомендуют умилостивить Радху с тем, чтобы добиться её милостивого расположения. Измученный душевными страданиями, Шри Рамакришна обратил свои молитвы к ней и вскоре был благословлён видением. Он видел, как фигура Радхи появилась перед ним и почувствовал, как она растворяется в его теле.

Позже он говорил: "Невозможно описать небесную красоту Радхи и те нежные чувства, которые она вызывает. Светло-жёлтое лицо и вся её внешность выражают самозабвенную привязанность к Кришне."

Теперь, в союзе с Радхой, он смог достичь высокой экстатичной любви махабхава, наиболее ярким примером которой является любовь Радхи. Вспоминая, Шри Рамакришна говорил впоследствии: "Проявление в одном человеке сразу девяти видов чувств к Богу называется в писаниях бхакти йоги "махабхавой". Простому человеку нужна целая жизнь, чтобы проявить только одно из этих чувств, а в этом теле (он указывал на себя) все девять видов чувств нашли своё полное выражение."

Любовь Радхи предшествует великому видению Шри Кришны, и Шри Рамакришна вскоре испытал его: перед ним возник Кришна в восхитительной, приводящей в восторг форме и слился с его личностью. Он стал Кришной, полностью забыв о своей индивидуальности и о мире. Теперь он видел Кришну в себе самом и во вселенной. Таким образом он достиг цели поклонения Божественной Личности и испил из источника Вечного Блаженства. Агония его души закончилась раз и навсегда. За тенью смерти он увидел Бессмертие, Амриту.

Однажды, слушая чтение Бхагаваты с веранды храма Радхаканта, Шри Рамакришна вошёл в божественное состояние и увидел великолепную форму Кришны. Он ощутил, как лучи света, исходящие от Лотосных Стоп Кришны, коснулись сначала Бхагаваты, затем его груди, соеденив воедино точно толстой верёвкой Бога, писание и преданного. "После этого видения я осознал, что Бхагаван, Бхакта и Бхагавата - Бог, Преданный и Писание - в действительности суть одно" - говорил он.


назад
на главную страницу
оглавлениедальше