БРАХМАНИ

В это время в Дакшинешвар пришла женщина-брахман, которая должна была сыграть важную роль в духовном раскрытии Шри Рамакришны. Она родилась в Восточной Бенгалии и была адептом в тантрических и вайшнавских методах поклонения. Это была красивая женщина, чуть старше пятидесяти лет. Она была одета в оранжевый халат монахини. Всё её имущество составляли несколько книг и два покрывала.

Шри Рамакришна встретил гостью с великим почётом. Он описал ей свой опыт и видения и сказал, что люди считали их симптомами сумасшествия. Она внимательно выслушала его и сказала: "Сын мой, в этом мире все сумасшедшие. Некоторые одержимы деньгами, другие земными благами, некоторые славой, а ты одержим Богом." Она уверила его в том, что он переживает почти неизвестный духовный опыт, называемый в писаниях "махабхавой", что значит процесс созревания божественной любви в наивысшей форме. Она сказала, что наивысшая форма имеет 19 симптомов, среди которых слёзы, дрожь тела, мурашки, потение и чувство жжения. В Писаниях о бхакти, заявила она, записаны только два подобных случая: с Шри Радхой и Шри Чайтаньей.

Очень скоро между Шри Рамакришной и Брахмани сложились тёплые отношения. Она видела в нём Маленького Кришну, а он смотрел на неё как на мать. День за днём она наблюдала его экстаз во время киртана и медитации, его самадхи, его безумное стремление, и обнаружила в нём силу передавать духовность другим. Она решила, что такие вещи не доступны ни простым преданным, ни даже высоко развитым душам. Только воплощение Бога способно на такие духовные проявления. Она открыто провозгласила, что Шри Рамакришна был Божественной Инкарнацией, как Шри Чайтанья.

Когда Шри Рамакришна рассказал Матхуру, что о нём сказала Брахмани, Матхур в сомнении покачал головой. Ему не хотелось принять Шри Рамакришну как Божественную Инкарнацию, Аватару, сравнимую с Буддой и Чайтаньей, хотя он признавал его необыкновенную духовность. Тогда Брахмани попросила Матхура организовать совещание с пандитами - учёными индусами, чтобы ей обсудить с ними этот вопрос. Он согласился и организовал встречу, как она просила. Встреча должна была состояться в натмандире - музыкальном зале перед храмом Кали. Были приглашены два известных пандита того времени: Вайшнавчаран - руководитель общества Вайшнавов, и Гаури. Первым вместе с группой выдающихся учёных и преданных должен был приехать Вайшнавчаран. Брахмани, как мать, гордая своим сыном, провозгласила перед ним своё мнение и подкрепила его цитатами из писаний. В то время, как пандиты обсуждали глубокие теософские вопросы, Шри Рамакришна оставался абсолютно безучастным. Он сидел в центре с видом ребёнка, погружённого в свои мысли, иногда улыбался, иногда жевал щепоть специй из мешочка или, обращаясь к Вайшнавчарану, повторял, подталкивая его локтём: "Вот, смотрите. У меня тоже иногда бывает такое чувство." Вскоре Вайшнавчаран встал и заявил о своём полном согласии с мнением Брахмани. Он заявил, что Рамакришна без сомнения пережил опыт, называемый в писаниях махабхавой, и это, конечно, является редким проявлением Бога в человеке. Люди, собравшиеся там, и особенно служители храмового сада были поражены так, что не могли ничего сказать. Шри Рамакришна по-мальчишески сказал Матхуру: "Только представь себе, и он тоже так говорит! Ну хорошо, что это всё-таки не болезнь.

Когда, через несколько дней, прибыл Пандит Гаури, состоялась ещё одна встреча, и он согласился с мнением Брахмани и Вайшнавчарана. Когда Шри Рамакришна упомянул, что Вайшнавчаран назвал его Аватарой, Гаури ответил: "Это всё, что он сказал о тебе? Тогда он сказал слишком мало. Я абсолютно убеждён, что ты - тот источник Духовной Силы, маленькие частицы которого нисходят на землю время от времени в виде Инкарнаций."

"О!" - воскликнул Шри Рамакришна с улыбкой, - "ты, похоже, намного превзошёл Вайшнавчарана в этом вопросе. Почему ты так думаешь? Что такого ты нашёлво мне?"

Гаури сказал: "Я чувствую это сердцем, кроме того, у меня есть писания. Я готов доказать это любому, кто решит оспорить моё мнение."

"Хорошо," - сказал Шри Рамакришна, - "ты говоришь так. Однако поверь, что мне об этом ничего не известно."

Таким образом безумный жрец вердиктом величайших учёных того времени был провозглашён Божественной Инкарнацией. Его видения не были результатом воспалённого ума, но имели прецедент в духовной истории. Но как провозглашение повлияло на самого Рамакришну? Он оставался простым ребёнком Матери, каким он был с самого рождения. Годы спустя, когда двое из его учеников открыто говорили, что он - Божественная Инкарнация, и ему доложили об этом, он сказал с саркастической интонацией: "Они что, хотят таким образом увеличить мою славу? Один - актёр, а другой - врач. Что они знают об Инкарнациях? Ещё много лет назад такие пандиты как Гаури и Вайшнавчаран заявили, что я - Аватара. Они были великими учёными и знали, что говорили. И всё равно для меня это ничего не меняет."

Шри Рамакришна учился всю свою жизнь. Своим ученикам он часто повторял пословицу: "Век живи - век учись". После того, как возбуждение, вызванное провозглашением, улеглось, он поставил себе целью духовную практику в соответствии с традиционными методами, изложенными в писаниях Тантры и Вайшнавов. До сих пор он стремился к своим духовным идеалам, следуя велениям своего ума и сердца. Теперь же он принял Брахмани своим гуру и вступил на широкую дорогу традиционной практики.


ТАНТРА

В соответствии с Тантрой Абсолютной Реальностью является Чит или Сознание, которое тождественно Сат или Бытию и Ананда или Блаженству. Эта Абсолютная Реальность, Сатчитананда - Абсолютные Существование, Знание и Блаженство, тождественны Реальности, описанной в Ведах. Человек также тождественен этой Реальности, но под действием майи, или иллюзии, он забыл свою истинную природу. Он считает реальным внешний иллюзорный мир, в котором существует разделение на объекты и субъекты, и эта ошибка является причиной его уз и страданий. Целью духовной практики является раскрытие вновь своей истинной тождественности с божественной Реальностью.

Для достижения этой цели Веданта предлагает суровый путь отрицания, проницательности и отречения, по которому могут следовать лишь немногие, наделённые блестящим интеллектом и непоколебимой волей. Но Тантра принимает в расчёт естественную слабость человеческих существ, их низшие желания и их любовь к конкретности. Тантра сочетает философию с ритуалами, медитацию с церемониями, отказ с наслаждением. Всё это служит одной цели - постепенно готовить к медитации на тождественности с Абсолютом.

Средний человек желает наслаждаться объектами материального мира. Тантра заставляет его, наслаждаясь, одновременно открывать в материальных объектах присутствие Бога. Благодаря предписываемым мистическим церемониям, постепенно объекты чувств одухотворяются, и чувственное влечение преобразуется в любовь к Богу, превращая сами оковы человека в освобождение. Сам смертельный яд превращается в эликсир жизни. Внешнее отречение не является необходимым. Таким образом, целью Тантры является возвышение бхога, или удовольствия, до йоги, до союза с Сознанием. Ибо в соответствии с философией этот мир во всех своих проявлениях является всего лишь игрой Шивы и Шакти, Абсолюта и Его неописуемой Энергии.

Дисциплины Тантры имеют различные уровни для того, чтобы их могли практиковать последователи, находящиеся на любых ступенях духовного прогресса. Есть упражнения для людей со взглядами "животного", "героя" и "божества". Некоторые ритуалы требуют присутствия лиц противоположного пола. Эти ритуалы учат смотреть на женщину, как на воплощение Богини Кали - Матери Вселенной. Божественное Материнство и прославление женщины составляют самую основу Тантры. Каждая часть женского тела рассматривается как воплощение Божественной Природы. Однако ритуалы чрезвычайно опасны. Помощь компетентного гуру является абсолютно необходимой. Неосторожный последователь может потерять точку опоры и упасть в яму разврата.

В соответствии с тантрой Шакти - активная творческая сила вселенной. Шива, Абсолют, более-менее пассивный принцип. Кроме того, Шакти неотделима от Шивы, как сжигающая сила огня неотделима от самого огня. Шакти, Творческая Энергия, содержит в Своём чреве вселенную и, поэтому является Божественной Матерью. Все женщины - её символы. Кали - одна из нескольких Её форм. Медитация на Кали, Творческой Энергии, является главной дисциплиной Тантры. Во время медитации практикующий сначала рассматривает себя в единстве с Абсолютом, а затем представляет, что из Безличного Сознания появляются две сущности, а именно: его собственное "я" и живая форма Богини. Затем он проецирует Богиню на осязаемый образ перед собой и поклоняется ему как Божественной Матери.

Шри Рамакришна занялся изучением дисциплин Тантры. По указанию Самой Божественной Матери он принял Брахмани своим Гуру. Он совершил сложные обряды в Панчавати и под деревом "бел" в северной оконечности храмового сада. Он практиковал все дисциплины, изложенные в Тантрических книгах шестидесяти четырёх принципов, и каждый раз ему требовалось не больше трёх дней, чтобы достичь результатов, описанных в них. После выполнения нескольких начальных ритуалов его охватывал странный божественный жар, и он погружался в экстатическое состояние самадхи. Зло для него больше не существовало. Слово "плотский" потеряло свой смысл. Весь мир и всё, что его составляет, стало похоже на лилу - игру Шивы и Шакти. Во всём он видел проявление силы и красоты Матери. Весь мир, живой и неживой, предстал перед ним наполненным Чит - Сознанием и Ананда - Блаженством.

В видении он видел Высшую Причину Вселенной в виде огромного светящегося треугольника, который ежесекундно рождал бесчисленное количество миров. Он слышал Ананда Сабда - великий звук Ом, который эхом отражался в неисчислимых звуках вселенной. Он обрёл восемь сверхъестественных сил йоги, которые делают человека практически всемогущим, но он отверг их как бесполезные для духа. У него было видение божественной майи - неописуемой энергии Господа, через которую вселенная создаётся и поддерживается и в которую она в конце концов погружается. В этом видении он видел женщину исключительной красоты, которая вот-вот должна была родить, появляющуюся из Ганга и медленно прибли- жающуюся к Панчавати. Вскоре она родила ребёнка и стала нежно ухаживать за ним. Ещё через момент она приняла ужасающий облик, схватила ребёнка страшными челюстями и разгрызла его. Проглатывая его, она вновь погрузилась в воды Ганга.

Однако самым замечательным опытом в этот период стало пробуждение Кундалини Шакти, "Энергии - змеи". Он на самом деле видел Энергию, сначала спавшую в основании позвоночника, затем он видел, как она проснулась и стала подниматься вдоль мистического канала Сушумна через шесть центров - лотосов к Сахасраре - лотосу с тысячью лепестками на макушке головы. Он видел, как по мере того, как Кундалини поднималась, лотосы расцветали. Этот процесс сопровождался видениями и трансами. Впоследствии он описал своим ученикам различные движения Кундалини: "подобное рыбе", "подобное птице", "подобное обезьяне" и другие. Пробуждение Кундалини является пробуждением духовного сознания, а её вступление в союз с Шивой в Сахасраре, заканчивающийся самадхи, является завершением курса Тантры.

В это время ему было откровение, что вскоре многие преданные будут искать его руководства.


назад
на главную страницу
оглавлениедальше