нный">

ОПЬЯНЁННЫЙ БОГОМ

Этот случай был лишь началом, первой пробой того, что Рамакришне предстояло пережить. Первое мимолётное видение только усилило его стремление непрерывно созерцать Божественную Мать. Он желал видеть Её и в медитации и с открытыми глазами. Но Мать начала играть с ним в прятки, увеличивая как его радость, так и его страдания. Горько рыдая в минуты разлуки с Ней, он переходил в транс и обнаруживал, что Она стоит перед ним, улыбается, разговаривает, утешает, приказывает ему не падать духом, даёт ему наставления. Во время этого периода духовной практики он пережил много необычного. Когда он садился, чтобы начать медитацию, он слышал, что суставы его ног странно щёлкают, как будто кто-то запирает их один за другим, чтобы он сидел неподвижно; когда он заканчивал медитацию, этот звук раздавался вновь, как бы освобождая его суставы. Иногда он видел вспышки, будто рой огненных мух летал перед его глазами, или море густого тумана вокруг себя, переливающееся светящимися волнами, словно расплавленное серебро. Он наблюдал, как из прозрачного тумана возникала Мать: сначала Её ноги, потом талия, тело, лицо и голова. И вот Она вся стоит перед ним. Он чувствовал Её дыхание, он слышал Её речь. Во время поклонения в храме он иногда восторгался, иногда оставался неподвижным, словно камень, иногда от переполнявших его эмоций он почти терял сознание. Многие его действия, противоречащие всяким традициям, казались людям святотатством. Он брал цветок, прикасался им к своей голове, телу, ногам и затем прелагал его Богине. Или качаясь, как пьяный, подходил к трону Матери, прикасался к Её подбородку, как бы выражая этим свою привязанность к Ней, пел, разговаривал, шутил, смеялся и плясал. Или он брал кусочек пищи с тарелки и подносил его к Её рту и умолял Её съесть его. Он не успокаивался до тех пор, пока не был убежден, что Она действительно съела. После того, как Мать укладывали спать ночью, из своей комнаты он слышал, как Она поднимается на верхний этаж храма летящей походкой счастливой девушки, как звенят её ножные браслеты. Затем он мог видеть Её стоящей с распущенными волосами, развивающимися на ветру, Её тёмную фигуру на фоне ночного неба, как Она смотрит на Ганг или на далёкие огни Калькутты.

Естественно, начальники в храме принимали его за душевнобольного. Его мирские доброжелатели отвели его к квалифицированному психиатру, но никакое средство не могло излечить его болезнь. Он и сам не раз сомневался в своём здравомыслии, ибо он пустился в плавание по неизведанным морям, не имея в этом мире проводника, который мог бы направить его. Единственной надёжной гаванью для него была Сама Божественная Мать. В молитвах он обращался к Ней: "Я не знаю, что это такое. Я не сведущ в мантрах и писаниях. Мать, научи меня, как понять Тебя? Кто ещё может мне помочь? Не Ты ли моё единственное прибежище и мой единственный проводник?" И каждый раз в периоды страданий и сомнений его поддерживало присутствие Матери. Даже на тех людей, которые критиковали его поведение, производили впечатление его чистота, простодушие, вера, честность и святость. Они чувствовали духовный подъём в его присутствии.

Говорят, что самадхи или транс есть открытие дверей в духовный мир. Шри Рамакришна чувствовал неутолимое желание наслаждаться Богом различными способами. Для медитаций он устроил себе место в северной части храмового сада, заросшей лесом. С помощью Хридая он посадил пять священных деревьев. На этом месте, известном под названием Панчавати, он имел опыт многих видений.

По мере того, как его духовное состояние углублялось, он всё больше и больше ощущал себя ребёнком Божественной Матери. Он научился полностью предаваться Её воле и позволять Ей управлять собой. "О, Матушка", - постоянно молился он. - "Ты - моё прибежище. Научи меня, что мне делать и как говорить. Повсюду Воля Твоя есть наивысшая, и благо даёт детям Твоим. Подчини мою волю Своей, и сделай меня Своим инструментом."

Его видения становились всё глубже и всё более сокровеннее. Ему не нужно было больше медитировать, чтобы созерцать Божественную Мать. Сохраняя сознание окружающего мира, он мог ощущать Её так же, как храмы, деревья, реку и людей вокруг.

Когда Матхур Бабу тайно вошёл в храм, чтобы посмотреть службу, на него произвели глубокое впечатление преданность и искренность молодого жреца. Он понял, что Шри Рамакришна превратил каменный образ в живую Богиню.

Однажды Шри Рамакришна кормил кошку едой, которая предназначалась для Кали. Управляющий храмовым садом, который считал себя ответственным за то, чтобы службы проводились должным образом, не вытерпел такого святотатства и доложил о безумном поведении Шри Рамакришны Матхуру Бабу.

Шри Рамакришна так описал этот случай: "В храме Кали Божественная Мать открыла мне, что всё возникло из Неё. Она показала мне, что всё наполнено Сознанием: образ имеет Сознание, алтарь имеет Сознание, сосуды для воды имеют Сознание, порог двери имеет Сознание, мраморный пол имеет Сознание - всё суть Сознание. Я увидел, что всё в комнате было, так сказать, пропитано Блаженством, исходящим от Бога. Перед храмом Кали я увидел порочного человека, но и в нём я увидел вибрации энергии Божественной Матери. Поэтому я отдал пищу, предназ начавшуюся Божественной Матери, кошке. Я глубоко ощутил, что всё, включая кошку, было Божественной Матерью. Управляющий храмовым садом написал Матхуру Бабу о том, что я кормил кошку подношениям, предназначенным Божественной Матери. Но Матхур Бабу интуитивно понял состояние моего сознания и написал в ответ: "Пусть он делает то, что сочтёт нужным. Вы не должны попрекать его."

В то время Шри Рамакришна страдал от болезненного ощущения жжения в теле. Исцеление пришло через странное видение. Во время службы в храме, следуя духовным наставлениям, он представлял внутри себя грешника и затем разрушал его. Однажды, медитируя в Панчавати, он вдруг увидел, как из него вышел человек с черным лицом и красными глазами, шатающийся как пьяный. Затем из него вышел еще один человек: лицо его было исполнено самообладания, он был одет в бледно-желтые одежды санньяси и в руке держал трезубец. Он напал на первого человека и поразил его трезубцем. После этого боли Шри Рамакришны прошли.

Примерно в это время Шри Рамакришна начал поклоняться Богу как Его слуга. Он стал подражать Хануману - королю обезьян, герою поэмы Рамаяны, идеальному слуге Рамы и традиционному примеру самоотверженного поклонения. Когда он медитировал на Ханумане, его движения и его образ жизни стали напоминать движения и образ жизни обезьяны: его глаза постоянно бегали, он питался одними фруктами и корнями. Одежду он повязывал вокруг пояса и часть её свисала сзади, как хвост. Вместо ходьбы он прыгал. Спустя некоторое время он был благословлён видением Ситы, божественной супруги Рамы, которая вошла в его тело со словами: "Я завещаю тебе мою улыбку", и растворилась в нем.

Матхур верил в искренность духовного пыла Шри Рамакришны, но начал сомневаться в его здравом уме. Он наблюдал, как Шри Рамакришна прыгал, как обезьяна. Однажды в храме Рани Расмани слушала, как Шри Рамакришна поёт. Вдруг он резко обернулся и ударил её по щеке. Хотя она делала вид, что слушает песню, на самом деле в это время думала об одном судебном процессе. Она восприняла наказание так, как если бы Сама Божественная Мать наказала её, однако Матхур переживал этот случай. Он умолял Шри Рамакришну держать свои чувства под контролем и принимать во внимание принятые в обществе правила. "Даже Сам Бог", - убеждал он, - "следует определённым законам. Бог, например, никогда не разрешает цветам разного цвета расти на одном стебле." На следующий день Шри Рамакришна подарил ему два цветка гибискуса разного цвета, растущих на одном стебле: один красный, а другой белый.

Матхур и Рани Расмани приписывали душевное расстройство Шри Рамакришны, по крайней мере частично, его строгому воздержанию. Полагая, что удовлетворение естественных потребностей ослабит его нервное напряжение, они разработали план. Для его осуществления они наняли двух женщин лёгкого поведения. Но как только женщины вошли в комнату Шри Рамакришны, он увидел в них проявление Божественной Матери Вселенной и c Её именем на устах погрузился в самадхи.


ХАЛАДХАРИ

В 1858 году в Дакшинешвар приехал двоюродный брат Шри Рамакришны Халадхари, которому предстояло прожить там восемь лет. По причине слабого здоровья Шри Рамакришны Матхур назначил Халадхари жрецом в храм Кали. Характер у него был сложный. Искусный в букве писаний, он не чувствовал их дух. Он любил принимать участие в тонких теософских дискуссиях, высоко ценил свою эрудированность и критически относился к Шри Рамакришне. Строго придерживаясь традиций брахманизма, он резко осуждал нестандартное поведение своего брата. Однако нельзя сказать, что чистая жизнь, экстатичная любовь к Богу и страстное стремление к освобождению Шри Рамакришны не произвели на него впечатления.

Однажды Халадхари ошеломил Шри Рамакришну утверждением, что Бог непостижим для человеческого ума. Шри Рамакришна так описал великий момент сомнений в истинности своих видений: "Рыдая, я умолял Мать, говоря - Разве нет у Тебя сердца, что ты так жестоко обманываешь меня, дурака? - Из глаз моих хлынули слёзы. Но через некоторое время я увидел, как над полом поднимается густая пелена тумана, растекаясь передо мной. Из глубины тумана возникло лицо со струящейся бородой, спокойное, ясное и очень выразительное. Пристально глядя мне прямо в глаза, оно произнесло торжественно: "Оставайся в бхавамукха, на пороге относительного сознания." Оно повторило это три раза и снова растворилось в тумане, который затем рассеялся. Это видение утвердило меня в моей вере."

Искажённая весть об ослаблении здоровья, безразличии к мирской жизни и странном поведении Шри Рамакришны достигли Камарпукура и наполнили страданием сердце его матери, и она стала настаивать на том, чтобы он, для того чтобы сменить атмосферу, вернулся в деревню. В конце концов, Шри Рамакришна согласился. Однако друзья детства его больше не интересовали. Он был охвачен божественной лихорадкой. Ночью и днём он подолгу пребывал в медитации в одном из мест кремации. Это место напоминало ему о бренности человеческого тела, о надеждах и достижениях человека. Оно также напоминало ему о Кали, Богине разрушения.


ЖЕНИТЬБА И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ

Через несколько месяцев здоровье его заметно улучшилось, и к нему вернулась бодрость духа. Мать радовалась и решила, что настало подходящее время для его женитьбы. Шри Рамакришне в то время было двадцать три года. Мать рассудила, что жена сможет вернуть его на землю, и очень обрадовалась, когда сын принял её предложение. Он же, вероятно, видел в этом Волю Бога.

В соседней деревне под названием Джайрамбати жила девочка пяти лет. Но даже в таком юном возрасте она молила Господа сделать её характер чистым и благоухающим, как цветок розы. Она говорила, глядя на луну: "Господи, даже на луне есть пятна. Но ты сделай мой характер абсолютно чистым." Эту девочку избрали в жёны Шри Рамакришне.

Церемония бракосочетания была проведена по всем правилам. Такие ранние браки имеют в Индии характер помолвки, свадьба же совершается, когда девушка достигнет совершеннолетия, то есть сможет рожать детей. Но в случае Шри Рамакришны свадьба так и не состоялась. Он прожил в Камарпукуре около полутора лет, а затем снова вернулся в Дакшинешвар.

Едва он переступил порог храма Кали, как всё началось сначала: его сумасшествие вернулось с удвоенной силой, снова начались медитации и молитвы, экстатические состояния и чувство жжения, рыдания, бессонные ночи, безразличие к своему телу и окружающему миру, божественное исступление. Для того, чтобы искоренить жадность и страсть - два главных препятствия на пути духовного прогресса, он наложил на себя новые епитимьи. Он брал в одну руку рупию а в другую землю и размышлял над тем, что ценнее для осознания Бога. Он находил, что и то и другое совершенно бесполезно. Тогда он бросал их в воды Ганга с одинаковым безразличием. В женщинах он видел проявление Божественной Матери. Даже во сне он никогда не чувствовал вожделения. Для искоренения из своего сознания кастового различия он мыл дом для бродяг своими длинными волосами. Он совсем не заботился о себе и когда он сидел в медитации, птицы садились ему на голову и искали у него в волосах крошки еды. Змеи переползали через него и ни он, ни змеи не обращали друг на друга никакого внимания. Сон совсем оставил его. Днём и ночью его посещали видения. Он снова видел того санньяси, который убил "грешника", который теперь выходил из его тела и, угрожая ему трезубцем, приказывал сосредоточить своё сознание на Боге. Этот же санньяси иногда уходил далеко по дорогам из света и, возвращаясь, рассказывал Шри Рамакришне о том, что где происходит. Шри Рамакришна говорил позднее, что у продвинутого преданного сам ум становиться его настоящим гуру, который живёт и действует, как воплощённая душа.

В 1861 году Рани Расмани, основательница храмового сада, оставила этот мир. После её смерти главным ответственным за сад стал муж её дочери Матхур. Он предоставил все свои средства и самого себя в распоряжение Шри Рамакришны и стал заботиться о его материальном комфорте. Шри Рамакришна называл его потом одним из пяти "поставщиков", посланных ему Божественной Матерью. Как только у Шри Рамакришны возникало какое-нибудь желание, Матхур без колебаний выполнял его.


назад
на главную страницу
оглавлениедальше