ШИВА

В двенадцати храмах Шивы установлены различные символы Великого Бога отречения в различных Его аспектах. Проводя надлежащие обряды, им поклоняются каждый день. Для поклонения Шиве требуются лишь белые цветы, листья дерева бел и немного воды из Ганга. Предложенные с любовью, они удовлетворят милостивое Божество, и в ответ предлагающий их получит бесценный дар освобождения.


РАДХАКАНТА

В Храме Радхаканты, также известном как храм Вишну, находятся образы Радхи и Кришны, символа союза с Богом посредствам экстатичной любви. Два образа стоят на пьедестале, лицом на запад. Пол покрыт мрамором. С потолка портика свисают люстры, защищённые от пыли красным покрывалом. Изображения защищены от солнечного света брезентовыми экранами. У порога во внутренний храм стоит чаша из жёлтой меди со священной водой. Преданные, посещающие храм, почтительно отпивают из сосуда по несколько капель.


КАЛИ

Главный храм посвящён Божественной Матери Кали. Здесь поклоняются Ей в образе Бхаватарини, Спасительницы Вселенной. Пол храма также выложен мрамором. Базальтовый образ Матери, одетой в пышную золотую парчу, стоит на изваянии из белого мрамора, изображающем павшего ниц Её Божественного Супруга - Шиву, символ Абсолюта. Кроме прочих орнаментов на ногах Богини изображены ножные украшения из золота. Руки украшены золотым орнаментом с драгоценными камнями. На Ней ожерелья из золота и жемчуга, золотая гирлянда из человеческих голов и гирлянда из рук. На голове у Неё золотая корона, в ушах золотые серьги, а в носу золотое украшение с жемчужиной. У Неё четыре руки. Нижняя левая рука Её держит отрубленную человеческую голову, верхняя - саблю в крови. Одна правая рука предлагает дары Её детям, другая - прогоняет их страх. Величественность положения Её тела трудно описать. Оно сочетает ужас разрушения с материнской нежностью. Ибо Она представляет собой Космическую Силу, всю вселенную, великолепную гармонию пар противоположностей. Она управляет смертью, ведь Она создаёт и охраняет. У Неё три глаза, и третий является символом Божественной Мудрости. Глаза вселяют страх в злого, а Её преданным они изливают любовь.

В храмовом саду нашёл выражение весь символический мир - триединство Божественной Матери (Кали), Абсолюта (Шива) и Любови (Радхаканта), Мост между небом и землёй.

Великолепная Богиня Тантры, очаровывающий душу Флейтист из Бхагават Гиты и погружённый в Себя Абсолют из Вед живут вместе, создавая величайший синтез религий. Здесь представлены все аспекты Реальности. Но в этой божественной семье Кали является стержнем, верховной Госпожой. Она - Пракрити, Производящая потомство, Природа, Разрушительница, Творец. Более того, для того, кто имеет глаза, чтобы видеть, Она нечто большее, нечто более глубокое. Она Универсальная Мать, "моя Мать", как сказал бы Рамакришна, Всемогущая, открывающая Себя своим детям в разных аспектах, в разных Божественных Воплощениях, Видимый Бог, ведущий избранных к Невидимой Реальности. Если Ей угодно, Она полностью очищает воплощённые существа от эго, вливая его душу в океан единого сознания Абсолюта, изначального Бога. По Её милости "ограниченное эго растворяется в безграничном Эго - Атмане - Брахмане". 1

Рани Расмани потратила целое состояние на создание храмового сада, кроме того, она потратила состояние на церемонию посвящения, которая состоялась 31 мая 1855 года.

Шри Рамакришна, впредь мы будем называть Гададхара этим знакомым именем2, приехал в храмовый сад вместе со своим старшим братом Рамкумаром, который должен был стать жрецом в храме Кали. Сначала Шри Рамакришна не одобрял работу на шудру Расмани. Пример отца, строгого в соблюдении традиций, был всё ещё свеж в памяти. Он также возражал против того, чтобы есть подношения, приготовленные в храме, поскольку, по общепринятому индуистскому правилу, такая пища может быть предложена Божеству только в доме брахмана. Однако священная атмосфера в храме, уединённость окружающего леса, любовные старания его брата, уважение, проявленное к нему Рани Расмани и Матхуром Бабу, живое присутствие Богини Кали в храме, и, кроме того, близость священного Ганга, который Шри Рамакришна всегда высоко почитал, постепенно пересилили чувство неодобрения, и он стал чувствовать себя комфортно.

Шри Рамакришна сразу привлёк внимание Матхура Бабу, на которого произвёл впечатление религиозный пыл юноши, и он хотел, чтобы он принял участие в службе в храме Кали. Но Шри Рамакришна любил свободу и был безразличен к мирской карьере. Профессия жреца в храме, основанном богатой женщиной, не льстила ему. Позже, после долгих колебаний, Матхур уговорил его взять на себя обязанности хранителя украшений и драгоценностей храма, воспользовавшись благоприятной ситуацией.

В это время в Дакшинешвар приехал юноша шестнадцати лет, которому предстояло сыграть важную роль в судьбе Рамакришны. Хридай, так звали юношу, был дальним племянником3 Шри Рамакришны, жившим в деревне Сихор, недалеко от Камарпукура и бывшим также его другом детства. Умный и исключительно энергичный, наделённый присутствием духа, Хридай всегда, будто тень, был возле своего дяди, готовый помочь, даже пожертвовав своим личным комфортом. Ему судьбой было уготовано стать немым свидетелем многих духовных переживаний Шри Рамакришны и заботиться о его теле во время суровых дней его духовной практики. Хридай приехал в Дакшинешвар в поисках работы и Шри Рамакришна был рад его видеть. Поддавшись уговорам Матхура Бабу, Шри Рамакришна поступил на службу в храм , при условии, что Хридай будет помогать ему. Первым поручением было одеть и украсить образ Кали.

Однажды жрец в храме Радхаканта случайно уронил образ Кришны на пол, при этом одна нога откололась. Учёные брахманы посоветовали Рани установить новый образ, поскольку поклонение образу со сломанными конечностями было против духовных традиций. Однако Рани очень нравился образ и она спросила мнение Шри Рамакришны. Погружённый в мысли он сказал: "Это нелепое решение. Если зять Рани сломает ногу, разве вы выгоните его, а на его место найдёте другого? Не станете ли вы лечить его? Почему бы не сделать то же самое в нашем случае? Пусть образ восстановят и будем поклоняться ему, как и прежде." Это было простое и ясное решение и Рани так и поступила. Сам Шри Рамакришна восстанавливал образ. Жреца храма уволили за небрежность, и, как Матхур Бабу просил раньше, жрецом в храм Радхаканты назначили Шри Рамакришну.


назад
на главную страницу
оглавлениедальше


1 Ромаин Ролланд, "Пророки новой Индии", стр. 11 (Romain Rolland, Prophets of the New India)
2 Происхождение этого имени точно не известно. Наиболее вероятно, что это имя дал Матхур Бабу, как сказал Рамлал, племянник Шри Рамакришны, ссылаясь на самого своего дядю.
3 Мать Хридая была дочерью тёти Шри Рамакришны (сестры Кудирама). Такое родственное отношение в Бенгали называют "дальним племянником".