ПОЕЗДКА В КАЛЬКУТТУ

Когда Гададхару было 16 лет, его старший брат Рамкумар, служивший жрецом в Калькутте, вызвал его, чтобы Гададхар помогал ему. Рамкумар открыл Академию Санскрита. Его замыслом было постепенно обратить младшего брата к образованию. В Калькутте Гададхар стал семейным жрецом для нескольких семей и свою душу и сердце посвятил своим новым обязанностям. Его служение сильно отличалось от служения профессиональных жрецов. Часами он украшал образы и пел гимны и хвалебные песни. Все свои обязанности он исполнял с любовью. Людей поражал его пыл. Однако своему образованию он почти не уделял внимания.

Рамкумар сперва не перечил своему темпераментному брату. Он хотел, чтобы Гададхар привык к условиям городской жизни. Но однажды он всё-таки решил предостеречь брата по поводу его безразличного отношения к миру. В конце концов, в скором будущем Гададхар обзаведётся своей семьёй и ему придётся зарабатывать на хлеб, и, как брахману, ему потребуется полные знания законов Индуизма, астрологии а также смежных предметов. Он мягко предостерёг Гададхара и посоветовал ему уделять больше внимания образованию. Однако тот живо возразил: "Брат, на что мне образование, которым можно лишь добыть кусок хлеба? Лучше я приобрету мудрость, которая просветит моё сердце и принесёт мне вечное удовлетворение."

ОБРАЗОВАНИЕ

В словах Гададхара нашли выражение мучения души Индии. Калькутта в то время была столицей, центром современной культуры и науки. Что могли видеть неискушённые глаза мальчика? Страсть и похоть царствовали в самых высоких слоях общества. Религиозная практика сохранила только внешние формы, давно лишившись души. Гададхар не видел никогда ничего подобного среди простых и набожных людей Камарпукура. Садху и странствующие монахи, которым Гададхар служил в детстве, открыли ему целостный образ Индии. Его поражали их преданность и чистота, их самоконтроль и отречённость. От них он узнал, что, как учили древние мудрецы Индии, идеалом человеческой жизни является осознание Бога, и его интуиция подсказывала ему, что это так.

Когда Рамкумар осуждал Гададхара за то, что он отвергает образование, "которым можно лишь добыть кусок хлеба", внутренний голос мальчика напомнил ему, что наследием его предков, наследием Рамы, Кришны, Будды, Шанкары, Рамануджи, Чайтаньи, было не мирское благополучие, но Знания о Боге. Эти благородные мудрецы были истинными представителями Индии. Каждый из них, так сказать, сидел на гребне волны, следующем за очередным упадком в бурной жизни народа Индии. Духовность являлась её жизненным током. Эта истина открылась Гададхару благодаря тому внутреннему видению, охватывающему одним взглядом прошлое и будущее, преодолевающему преграды времени и расстояния. Однако он не подозревал о той глубокой перемене, которая произошла на его родине за последние сто лет.

Индуистское общество пережило период упадка в восемнадцатом столетии. Кончался период правления мусульман. Анархия и замешательство царили во всех сферах. В религиозной жизни преобладали предрассудки. Духовную сущность заменили обряды и церемонии. Жадные жрецы стали хранителями рая. Догмы вытеснили истинную философию. Брахманы находили удовольствие лишь в пустой полемике.

В 1757 году английские торговцы заложили фундамент английского правления в Индии. Постепенно правительство было приведено в порядок и беззаконие было устранено. На индусов произвели впечатление военная мощь и политическая прозорливость новых правителей. Вслед за торговцами пришли английские учёные, социальные реформаторы, христианские миссионеры. Все они несли с собой культуру, совершенно чуждую умам индусов. Во многих частях страны были организованы образовательные учреждения и христианские церкви. В конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков молодежь Индии до дна выпила пьянящий напиток западной культуры.

Результатом этого явилось то, что образованные индусы полностью отказались от своих исконных верований и традиций. Они стали считать, что не существует трансцендентной Истины, а существует лишь то, что можно воспринимать органами чувств. Бог и религия стали иллюзиями неграмотных. Истинное знание могло быть получено только из анализа природы. Модными стали атеизм и агностицизм. Молодёжь Индии, обучаемая в английских школах, получала удовольствие открыто нарушая традиции общества. Она не признавала кастовых различий и различий в еде. Она считала социальные реформы, распространение мирского образования, повторные браки вдов и отмену ранних браков панацеей для отсталого индуистского общества.

Завершающий штрих в трансформации общества сделали христианские миссионеры. Они называли божества и ритуалы индуизма пережитками варварской эпохи. Они старались убедить Индию, что учение её святых и пророков было причиной её падения, что Веды, Пураны и другие писания полны суеверий. Христианство же, говорили они, дало белой расе положение и власть в этом мире и уверенность в счастье в загробном, поэтому христианство было лучшей из религий. Многие интеллигентные молодые индусы были обращены в христианство. Обыватели были в растерянности. Большинство образованных людей придерживались материализма. Все, живущие в Калькутте и её окрестностях или возле других оплотов западной цивилизации, даже те, кто старались придерживаться традиций индуизма, были заражены новыми сомнениями и новыми убеждениями.

Душа Индии должна была быть воскрешена духовным пробуждением. Первые признаки этого ренессанса мы видим в шутке молодого Гададхара: "Брат, на что мне образование, которым можно лишь добыть кусок хлеба?"

Рамкумар вряд ли мог понять глубокий смысл ответа его младшего брата. Он в розовых красках описал счастливую и лёгкую жизнь учёного в Калькутте, но Гададхар интуитивно почувствовал, что учёные, используя одну из его ярких иллюстраций, были как стервятники, парящие на крыльях своего бездуховного интеллекта, взор которых устремлён на склеп жадности и похоти. Он был твёрд и Рамкумару пришлось сдаться.


ХРАМ КАЛИ В ДАКШИНЕШВАРЕ

В то время в Калькутте жила ода богатая вдова по имени Рани Расмани. Она была из касты шудр, но была известна не только своими деловыми качествами, смелостью и умом, а также широтою сердца, благочестием и преданностью Богу. В управлении большим имением ей помогал зять Матхур Мохан.

В 1847 году Рани купила двадцать акров земли в местности Дакшинешвар, что в четырёх милях к северу от Калькутты. Здесь она построила сад и несколько храмов. Её "Ишта", избранным божеством, была Божественная Мать, Кали.

Храмовый сад расположен на восточном берегу Ганга. Северную часть территории и небольшой участок, прилегающий с востока, занимают фруктовый и цветочный сады и два небольших водоёма. Южная часть была вымощена кирпичом и известняком. Посетитель, приплывающий на лодке, поднимается по ступенькам величественной пристани, ведущим в крытую галерею - чандни, по обеим сторонам которой расположены шесть храмов Шивы. К востоку от галереи и храмов расположен большой вымощенный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Посреди этого двора расположены два храма. Один, больший, обращён на юг. Он посвящён Кали. Другой, поменьше, расположенный севернее и обращённый фасадом к Гангу, посвящён Радхаканта - Кришне, Супругу Радхи. Храм Кали венчают девять остроконечных куполов. Перед ним расположен просторный музыкальный зал - натмандир; его террасу поддерживают величественные колонны. В северо-западном и юго-западном углах храмового комплекса находятся два нахабата - музыкальные башни. В разное время из них слышна музыка: на восходе, в полдень и на закате, когда в храмах идёт служба. С трёх сторон двора, со всех, кроме западной, вытянулись в линию отделённые друг от друга помещения, используемые как кухни, склады, столовые и комнаты для гостей и служащих храмов. Комната в северо-западном углу, сразу за последним храмом Шивы, представляет для нас особый интерес: здесь Рамакришне предстояло провести значительную часть своей жизни. К западу от его комнаты расположена полукруглая веранда с видом на реку. Прямо перед верандой с севера на юг пробегает тропинка, за ней начинается сад, а дальше внизу течёт Ганга. В саду, что к северу от построек, растут баньяновое дерево Пачавати и дерево Бел, связанные с духовной практикой Шри Рамакришны. Вне основного храмового комплекса, к северу от него, находится бунгало - кутхи, в котором останавливались члены семьи Рани Расмани. Дальше за храмовым садом, отделённый от него высокой стеной - пороховой магазин, принадлежащий британскому правительству.


назад
на главную страницу
оглавлениедальше