СТРЕМЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ИМЕТЬ СВОИХ УЧЕНИКОВ

Контакты с членами Брахмо усилили жажду Шри Рамакришны встретить учеников, готовых искренне и самозабвенно следовать его учению. "Моему желанию," - говорил он, - "не было предела. Днём я кое-как справлялся с ним. Меня раздражала светская болтовня мирских людей и я с тоской ждал, когда же придут мои любимые товарищи. Разговаривая с ними, рассказывая им свой опыт, свои открытия, я надеялся обрести утешение. Любое незаметное происшествие напоминало мне о них, мысли ожидания полностью поглотили меня. Я уже придумывал, что я скажу одному, что дам другому и так далее. Но когда солнце начинало клониться к закату, я не мог больше сдерживать свои чувства. Мысль, что прошёл ещё один день, а они так и не пришли, удручала меня. Когда во время вечерней службы в храме звучали колокола и трубы-раковины, я забирался на крышу кутхи в саду и, корчась от сердечных мук, кричал не своим голосом: "Дети мои, придите! Где же вы? Я больше не могу жить без вас." Мать никогда не желала так сильно увидеть своего сына, или друг своего товарища, или влюблённый свою возлюбленную, как я желал увидеть их. О, это было неописуемо! Но вот, наконец, спустя некоторое время, преданные начали приходить." 8

В 1879 году отдельные публикации о Шри Рамакришне в журналах Брахмо, авторами которых были члены движения, начали привлекать к нему учеников из образованных бенгальцев из средних слоёв общества, которые продолжали приходить вплоть до 1884 года. Приходили также и другие, влекомые тонкой силой его очарования. Вокруг него была постоянно меняющаяся толпа людей всех каст и вероисповеданий: индусы и члены Брахмо, вайшнавы и шакты, имеющие университетское образование и неграмотные, старые и молодые, махараджи и нищие, артисты и журналисты, пандиты и преданные, философы и мирские люди, йоги и мыслители, люди действия и люди веры, праведницы и проститутки, чиновники и бродяги, филантропы, люди, стремящиеся найти себя в жизни, драматурги, пьяницы, льстецы и критики. Он отдал им всё без остатка из своих безграничных запасов знания и понимания. Никто не ушёл от него с пустыми руками. Он учил их величественному знанию Веданты и сердечной любви Пуран. Двадцать из двадцати четырёх часов он говорил без передышки. Он всем дарил свою симпатию и просвещение, он растапливал самые жёсткие сердца своей чудесной душевной силой, и люди понимали его, каждый в соответствии со своей способностью к осознанию.

МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

Как и всегда прежде он оставался добровольным инструментом в руках Бога, ребёнком Божественной Матери, абсолютно не связанным мыслью, что он является учителем. Он говорил, что три мысли колят его как шипы: что он был гуру, отцом и учителем. И всё же учителем он был необыкновенным. Он воздействовал на сердца своих учеников в основном на тонком уровне, а не через слова или действия. Он никогда не объявлял себя основателем религии или организатором секты, хотя на самом деле он был духовным генератором. Он был живым подтверждением истинности всех религий и вероисповеданий. Как опытный садовник он готовил почву и устронял сорняки, зная, что семена сами по своей природной силе принесут должные плоды. Он никому никогда не навязывал свои идеи. Он понимал ограниченность людей и работал по принципу: что хорошо для одного, для другого может быть вредным. Он обладал необычайной силой с первого взгляда видеть мысли и самые глубины души преданных. Он принимал учеников, полностью осознавая их прошлые склонности и будущие возможности. Порочная жизнь не пугала его, равно как и религиозная разборчивость не поднимала никого в его глазах. Во всём он видел непогрешимый умысел Божественной Матери. Даже свет, ведущий по ложному пути он считал от Бога.

Для своих близких учеников Учитель был другом и приятелем. В его присутствии суровая духовная дисциплина казалась легче. Преданных опьяняла чистая радость в его компании и им было не до мыслей, является ли он Божественным Воплощением, совершенной душой или йогином. Само его присутствие учило многому, слова были излишни. Спустя годы ученики вспоминали, что будучи вместе с ним, считали его своим приятелем, но потом, вспоминая своё вольное поведение в присутствии такого великого человека, им становилось крайне неловко за себя. Его ученики убедительно доказали, что Учитель мог одним желанием разжечь в их сердцах любовь к Богу и даровать им божественное видение.

Несмотря на всё веселье, развлечения и легкомыслие, он всегда поддерживал в своих учениках сияющий идеал Сознания Бога и пути отрешения от мирских наслаждений. В соответствии с возможностями ученика он вёл его крутым или пологим путём вверх, но никогда не позволял компромисса с основными принципами чистоты. Послушник должен был всегда держать свои тело, мысли, чувства и душу незапятнанными, должен был иметь искреннюю любовь к Богу и вечно парящий дух стремления. Всё остальное обеспечивала Мать.

В основном его учеников можно было разделить на две группы: семьянины и молодые люди, часть которых впоследствии стала монахами. Была среди преданных также небольшая группа женщин.

СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДАННЫЕ

Семейных преданных Шри Рамакришна не заставлял идти трудным путём полной отверженности от мира. Он хотел, чтобы они выполняли свои семейные обязанности, но они должны были оставаться непривязанными мыслями к миру. После того, как родится один или два ребёнка супруги должны жить как брат и сестра, посвящая своё время беседам на духовные темы и размышлению. Он подбадривал семейных последователей, говоря, что их жизнь, в некотором смысле, легче жизни монахов, поскольку сражаться из крепости легче, чем на открытом поле. Однако он настаивал, чтобы они время от времени уединялись, дабы укрепить свою преданность и веру в Бога молитвой, джапа и медитацией. Он советовал им больше времени проводить в обществе садху. Выполняя мирские обязанности одной рукой, другой он советовал им держаться за Бога и молиться Ему, чтобы мирских обязанностей у них становилось всё меньше и меньше, и чтобы в конце концов, они могли уцепиться за Него обеими руками. Ни семейным ни холостым он крайне не рекомендовал равнодушие в духовной борьбе. Он не советовал им также безусловно придерживаться принципа непротивления, который неосторожных может привести к безволию.

БУДУЩИЕ МОНАХИ

Молодым людям же, которые должны были стать монахами, он указывал на крутой путь отрешённости как внешней, так и внутренней. Они должны были дать клятву полного воздержания и избегать любых мыслей жадности или страсти. Практикой воздержания последователь развивает тонкие чувства, посредствам которых он сможет понять глубинные тайны Господа. Для будущих монахов абсолютный самоконтроль являлся обязательным. Саньяси - учителя людей, и жизнь их должна быть полностью непорочной, свободной от любых недостатков. Им даже не разрешалось смотреть на изображения, возбуждающие животные страсти. Учитель выбрал молодых людей для пути монаха из числа не тронутых "женщиной и золотом" и достаточно гибких, чтобы пройти духовное горнило и принять нужную форму. Обучая их отрешённости и проницательности он и близко не подпускал к ним семейных людей.


назад
на главную страницу
оглавление


8 Слово "преданный", в общем, по тексту означает преданного Богу, поклоняющегося личностному Его аспекту, или практикующего путь любви. Преданный Шри Рамакришны означает того, кто предан ему и следует его учению. Слово "ученик" в связи с Шри Рамакришной означает посвящённого в духовную жизнь Шри Рамакришной и считающего его своим гуру.