ПРЕДИСЛОВИЕ к
"Правозвестию Шри Рамакришны"

Свами Никхилананда

Шри Рамакришна, богоподобный Человек современной Индии, родился в Камарпукуре. Эта деревенька в районе Хугли сохранила вплоть до конца XIX столетия безмятежность и простоту сельских районов штата Бенгали. Расположенная далеко от железных дорог, она оставалась не тронутой блеском городов. Здесь были рисовые поля, высокие пальмы, королевские баньяновые деревья, несколько озёр и две площадки для кремации. В расположенный поблизости манговый сад, который соседний землевладелец передал в общественное пользование, часто забегали ребятишки во время своих дневных игр. Через деревню проходило шоссе, ведущее к великому храму Джаганатхи в Пури, и жители, большей частью земледельцы и ремесленники, принимали у себя многих святых людей и пилигримов. Монотонный ритм сельской жизни нарушался весёлыми праздниками, соблюдением священных дней, религиозными песнопениями и другими непорочными развлечениями.

Шри Рамакришна

О своих родителях Шри Рамакришна однажды сказал: "Моя мать была воплощением искренности и мягкости. Она была далека от страстей мира сего; не искушённая в искусстве утаивать мысли она говорила то, что думала. Люди любили её за открытость. Мой отец был брахманом и никогда не принимал даров от шудр. Много времени он проводил в поклонении и медитации, повторении имени Бога и воспевании Его славы. Каждый раз, когда в своих ежедневных молитвах он взывал к Богине Гаятри, грудь его краснела от прилива крови , и по щекам текли слёзы. В свободное время он делал гирлянды для семейного божества - Рагхувира."

Родители Рамакришны Кудирам Чаттопадьяя и Чандра Дэви поженились в 1799 году. В то время Кудирам жил в деревне, где жили его предки, называемой Дерейпор недалеко от Камарпукура. Их первый сын Рамкумар родился в 1805 году, а в 1810 - первая дочь Катьяяни. В 1814 году землевладелец приказал Кудираму дать в суде ложные показания против соседа, и когда он отказался, землевладелец выдвинул против него ложные обвинения и отобрал землю, которую Кудирам получил от предков. Безо всякого имущества он прибыл в деревню Камарпукур, куда был приглашён местным землевладельцем, и получил там жильё и около акра плодородной земли. Небольшого урожая с его надела хватало , чтобы удовлетворить скромные потребности семьи. Здесь жил он в простоте, самоуважении и довольстве.

Через 10 лет после переезда в Камарпукур отец Рамакришны совершил пешее паломничество в Рамешвар в южной части Индии. Спустя два года родился второй сын, которого назвали Рамешвар. В 1835 году в шестидесятилетнем возрасте Кудирам снова совершает паломничество, на этот раз в место, называемое Гайя. С древних времён сюда стекались паломники со всех концов Индии, чтобы возле священного отпечатка стопы Господа Вишну выполнить свои обязанности по отношению к усопшим предкам, предлагая им пищу и питьё. В этом святом месте Кудираму во сне явился Господь Вишну и обещал, что Сам родится его сыном. В то же время и у Чандра Дэви было видение, говорящее о рождении божественного сына. По возвращении домой муж нашёл, что она зачала.

18 февраля 1836 года родился ребёнок, который впоследствии стал известен под именем Рамакришна. В память о видении, которое было Кудираму в Гайя, ребёнка назвали Гададхар, что значит "носитель жезла", один из эпитетов Вишну. Спустя три года родилась его младшая сестра.


ДЕТСТВО

Гададхар рос здоровым и непоседливым мальчуганом, весёлым и озорным. Не по годам смышлёный, он был наделён удивительной памятью. У своего отца он выучил наизусть имена предков и гимны богам и богиням. В деревенской школе он научился писать и читать. Величайшим наслаждением для него было слушать истории из индуистской мифологии и эпические поэмы. Впоследствии, он подробно их пересказывал, вызывая восторг деревенских жителей. Он любил рисовать. У гончаров он научился лепить образы богов и богинь. Однако, арифметика вызывала у него глубокую антипатию.

В возрасте шести или семи лет Гададхар впервые испытал духовный экстаз. Дело было в июне или июле. Гададхар шёл по узкой тропе между рисовых полей. На ходу он ел рисовые хлопья, которые нёс в корзиночке. Он взглянул на небо и увидел красивую тёмную грозовую тучу. Она быстро увеличивалась, покрывая всё небо. На её фоне пролетала стая белых как снег журавлей. Красота контраста захватила мальчика. Он упал на землю без сознания, и рис рассыпался во все стороны. Его подобрали деревенские жители и на руках отнесли домой. Потом Гададхар говорил, что тогда испытал неописуемую радость.

Когда Гададхару было семь лет, умер его отец. Смерть отца сильно на него повлияла. Впервые мальчик осознал, что жизнь на земле непостоянна. Когда его никто не видел, он сбегал в манговый сад или на место для кремации и проводил там часы, погружённый в свои мысли. Он стал больше помогать матери по хозяйству. Больше внимания стал уделять чтению и слушанию религиозных повествований, записанных в Пуранах. Его стали интересовать странствующие монахи и паломники, останавливающиеся в Камарпукуре на пути в Пури. Святые, хранители духовного наследия Индии и живые свидетели полного отречения от мира и всепоглощающей любви к Богу, развлекали мальчика историями из индийского эпоса, рассказами о святых и пророках а также о случаях из их собственной жизни. Он в ответ приносил им воды, дров и оказывал им различные услуги. В то же время он наблюдал за их медитацией и поклонением.

Когда Гададхару было девять лет он прошёл обряд "получения священной нити". Обряд даровал ему привилегии брахманского происхождения, включая поклонение семейному божеству, Рагхувиру, одновременно налагая на него строгие ограничения, присущие жизни брахмана. Во время церемонии получения он шокировал своих родственников тем, что принял пищу, приготовленную своей няней, которая происходила из касты шудр. Его отец никогда бы и подумать не мог о таком поступке. Дело в том, что однажды, будучи в весёлом настроении, Гададхар пообещал няне, что будет есть пищу, которую она приготовит. Теперь он выполнил своё обещание. Женщина была благочестива, набожна и чиста сердцем и это для мальчика было важнее обычаев.

Теперь Гададхар мог поклоняться Рагхувиру. Так началась его первая медитативная практика. Он всем сердцем отдавался служению , и вскоре каменная статуэтка приняла для него образ Господа Вселенной. Стала видна его склонность погружаться в размышления, забывая о внешнем мире. За мальчишеской весёлостью стала видна глубина его духовной природы.

Однажды, в ночь Шиваратри, посвящённую поклонению Господу Шиве, было организовано представление. Но главный актёр, играющий роль Шивы, внезапно заболел, и Гададхара убедили выступить вместо него. Друзья стали готовить его к выступлению: его тело покрыли пеплом, спутали ему волосы, в руку ему дали трезубец, а на шею повесили бусы рудракша. Всё это время Гададхар был полностью погружён в себя. Он подошёл к сцене медленной размеренной поступью, поддерживаемый друзьями. Он выглядел как живой образ Шивы. Зрители громко аплодировали, поражаясь его актёрскому мастерству. Однако на самом деле, как выяснилось позже, он был погружён в медитацию. От него исходило спокойствие, из глаз его текли слёзы. Он не обращал внимания на внешний мир. Эффект, который произвела эта сцена на публику, был потрясающий. Люди чувствовали, что на них нисходит благословение, как если бы они лицезрели самого Шиву. Представление пришлось прекратить, а мальчик продолжал находиться в этом состоянии до следующего утра.

После этого случая Гададхар организовал актёрскую труппу со своими друзьями. В манговом саду была устроена сцена. Темы для своих представлений они выбирали среди историй Рамаяны и Махабхараты. Гададхар запоминал наизусть почти все роли, услышав их от профессиональных актёров. Любимой темой для него была жизнь Кришны во Вриндаване: разыгрывание прелестных любовных приключений Кришны, пастухов и пастушек. Обычно Гададхар играл Радху или Кришну, часто полностью уходя в образ. Свойственная ему женственная грация усиливала эффект представлений. Манговая роща часто становилась местом шумных киртанов мальчишек. Погружённый в пение и веселье, Гададхар становился безразличным к школе.

В 1849 году Рамкумар, старший сын, уехал в Калькутту, чтобы поправить финансовое положение семьи.

Гададхар стоял на пороге юности. Он стал любимцем всех женщин в деревне. Они любили слушать, как он разговаривает, поёт или декламирует отрывки из святых писаний. Они наслаждались его умением подражать голосам. Женской интуицией они угадывали природную чистоту и бесхитростность мальчика с чистой кожей, струящимися волосами, горящими глазами, улыбкой на лице, весёлого и неугомонного. Набожные пожилые женщины смотрели на него как на Гопала, маленького Кришну, девушки видели в нём юношу - Кришну из Вриндавана. Сам он настолько идеализировал любовь гопи к Кришне, что хотел, если ему придётся родиться вновь, стать женщиной, чтобы полюбить Шри Кришну всем сердцем и всей душой.


на главную страницусодержание дальше